- Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам

Перейти к контенту

Главное меню:

Основы православия
 
Оглашенные

    "Помолитесь, оглашенные, Господу", - каждый день за Божественной литургией произносит диакон, а после этой соборной молитвы - ектении - говорит: "Оглашенные, изыдите!" Человеку, искусному в словесности, этот возглас может резануть слух; ведь словарь русского языка С.И.Ожегова дает понятию "оглашенный" толкование "ведущий себя бестолково, шумно, сумасбродно". Разве место таким в храме?
    Да, любопытные перемены претерпевает порой значение некоторых слов. В церковнославянской филологии глагол "оглашать" значил "изустно наставлять в первоначальных истинах веры", а прилагательное "оглашенный" имело смысл "Желающий принять Святое Крещение и учащийся христианским догматам". Видимо, некоторые из этих людей оставили своеобразный след в истории, что и привело к появлению нового смысла слова...
    В древней Церкви крестили не всех подряд. Желающий приступить  купели Крещения должен был ясно себе представлять содержание христианской веры, чтобы от всего сердца на вопрос: "Веруешь ли Христу?" дать ответ: "Верую Ему, как царю и Богу!" Поэтому те, кто лишился христианского воспитания, а также обращаемые от иудеев и язычников научались догматам веры от епископов, пресвитеров и катехизаторов. Оглашение длилось долго, иногда несколько лет. В течение этого времени оглашенные не имели права присутствовать на сердцевине богослужения - Таинстве Евхаристии - вместе с верными христианами. Чтобы не лишить их совсем общения с Церковью, творцы богослужебных чинов свели в первую часть литургии песнопения поучительного характера и чтение Священного Писания, и назвали ее "литургия оглашенных".
    Но когда время богослужебного назидания истекает, и наступает священный момент единения с Богом, люди с неомытой водами Крещения душой не должны стать его свидетелями. Поэтому диакон сначала произносит ектению об оглашенных, а затем побуждает их удалиться. В первые века христианства словами не ограничивались, а проходили по храму с рассмотрением, не остался ли кто из некрещеных.
    Сейчас порядки изменились. Свидетелями Божиих Таин становятся все желающие, даже те, кто заглянул в церковь из праздного любопытства. Давно утрачен и сам институт оглашения, хотя многие священнослужители чувствуют потребность его возродить. Почеу же сохранился этот возглас диакона и молитва Церкви об оглашенных?
    Дореволюционная "Настольная книга священнослужителя" говорит: "В разных местах земного шара много иноверцев обращается к Православной Церкви, переходят в Православие и многие из инославных христиан; наша же Церковь заботится о всех своих чадах, где бы они ни были, и молитвенно ходатайствует пред Просветителем душ и телес о всех оглашеных, невзирая на то, что они могут быть отделены громадными пространствами; кроме того, оглашенными являются дети, получившие православное имя через чин наречения младенца, но еще не крещеные... В виду всего этого молитвы об оглашенных никогда не утратят своей силы и значения и будут оставаться в чине литургии, пока будет существовать на земле Церковь Христова".
    Что же касается выхода из храма - здесь не стоит смотреть на поведение соседей, а каждому некрещеному человеку надо усвоить лично для себя: пока еще я не имею права участвовать в Евхаристии, а значит, должен уйти. Назад>>

 
 
Яндекс цитирования.
Рейтинг@Mail.ru
Назад к содержимому | Назад к главному меню